ПРОГРАММА
исследования по теме: "Духовно-нравственное воспитание личности как
результат совместной деятельности семьи и образовательного учреждения"

 

          Данная деятельность осуществляется в соответствии с содержанием работы кафедры и направлена на изучение условий и факторов духовно-нравственного воспитания обучающихся ОУ г. Новокузнецка. Объективная сложность проблемы духовно-нравственного воспитания и недостаточная компетентность в данном вопросе как педагогов ОУ, так и родителей, приводят к необходимости научно-методического сопровождения данного процесса со стороны ИПК в лице кафедры ТМВиДОд (лаборатории духовно-нравственного воспитания).
     

          Актуальность проблемы
          Центр духовно-нравственного воспитания, начиная с 2000 года, принимал участие в городских исследованиях по проблемам духовно-нравственного воспитания: первое исследование было посвящено изучению проблемы, второе осуществлялось в рамках подготовки к городскому родительскому собранию и предполагало опрос родителей и старшеклассников по проблеме ценностных ориентаций и взаимодействия семьи и школы.
          На фоне данных исследований отчетливо выступает проблема неспособности современной семьи полноценно выполнять свои базовые функции по воспитанию и развитию детей, семье явно необходима помощь общества и государства, но помощь, адекватная, соответствующая реальным проблемам и потребностям семьи. В связи с этим важнейшей исследовательской задачей в отношении семьи и ее взаимоотношения с социумом является поиск форм, методов, средств взаимодействия государства, общества и семьи в интересах воспитания и развития подрастающего поколения.
          В то же время, процесс выстраивания взаимодействия усложняется тем обстоятельством, что на сегодняшний момент уровень доверия родителей различным социальным институтам и готовность сотрудничать с ними невелики. Об этом говорит низкий в среднем уровень готовности родителей участвовать в совместной с учреждениями работе по воспитанию и развитию детей.
          Подавляющее большинство опрошенных родителей со своими проблемами, по их словам, справляются самостоятельно, привлекая родственников (82%), около 15% обращаются за помощью к классным руководителям или другим учителям, и менее 3% в трудных ситуациях идут к школьному или другому психологу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что родители предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, несмотря на свою психологическую и педагогическую некомпетентность.
          Причинами такой "закрытости", как выявилось в ходе исследования, являются:
          - уверенность в том, что семейные проблемы должны решаться внутри семьи;
          - уверенность в собственных силах (зачастую граничащая с самоуверенностью);
          - недостаточная информированность родителей о видах помощи и возможностях специалистов;
          - недоверие к тем органам и специалистам, которые предлагают свою помощь (как по профессиональным, так и по личностным причинам).
          Политика государства в последние годы направлена на активизацию позиции семьи в воспитании и обучении личности. Но многочисленные социологические и психолого-педагогические исследования говорят о её неготовности взять на себя всю полноту ответственности за процесс и результат этой деятельности. Следовательно, образовательным учреждениям необходимо на настоящем этапе взять на себя мотивационную и обучающую функции по отношению к родителям и семейному воспитанию. Очевидно, что без ориентации этих двух важнейших институтов социализации и воспитания личности на взаимодействие и сотрудничество необходимый результат не будет достигнут.
          Организация системы эффективного взаимодействия между семьей и образованием в пространстве города требует продолжения исследования опыта и видимых перспектив относительно его содержания, форм и приемов.
          Цель данного исследования в рамках деятельности лаборатории: выявление мотивации родителей к руководству воспитанием и образованием собственных детей и диагностика состояния их готовности к сотрудничеству со школой, а также спектра предметов взаимодействия, видимых как семьей, так и городскими образовательными учреждениями разных типов.
     

          Задачи:
          - выбор диагностических методик, позволяющих достичь цели исследования;
          - определение базы исследования;
          - последовательное проведение исследовательских процедур;
          - анализ диагностических материалов;
          - разработка рекомендаций для образовательных учреждений.
     

          В связи с этим деятельность лаборатории, в том числе, предусматривает следующие направления деятельности:
          - исследование условий и состояния семейного воспитания детей;
          - выявление факторов успешности и результативности взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
          - выявление и продвижение позитивного опыта семейного и государственного воспитания детей;
          - разработка рекомендаций для образовательных учреждений.
     

          Предметами исследования станут:
          - состояние мотивационно-ценностного компонента воспитательного потенциала семьи;
          - отношение семьи к деятельности ОУ;
          - готовность к взаимодействию со стороны семьи и со стороны школы;
          - представление о формах, содержании и перспективах совместной деятельности семьи и образовательного учреждения.
     

          Понятие мотивационно-ценностного компонента воспитательного потенциала семьи включает в себя наличие в семье таких значимых ценностей, как образование, развитие, самосовершенствование и т.д., понимание приоритетной роли семьи в воспитании ребенка и осознанность семейного воспитания, задающего определенное направление развития личности, готовность родителей к реализации продуктивных подходов в семейном воспитании.
          В позицию отношения семьи к деятельности ОУ, с нашей точки зрения, должны входить понимание содержания деятельности учреждения (прежде всего, воспитательной) и оценка результативности данной деятельности со стороны семьи, наличие предложений, способствующих повышению качества воспитательной работы ОУ.
          Двусторонняя готовность к взаимодействию является важнейшим условием результативности воспитания каждого конкретного ребенка, позволяющая использовать все имеющиеся ресурсы, как в семье, так и в социальном окружении. Готовность семьи является показателем ее открытости, доверия специалистам в сфере воспитания, в то же время некритичность и безразличие к процессу воспитания в школе и безусловное доверие также вредны, как замкнутость и самодостаточность. Поэтому, наиболее перспективной в отношении готовности является готовность к взаимодействию на основе диалога и взаимной ответственности за воспитание и образование детей.
          Готовность к взаимодействию со стороны ОУ также принципиально важна. При этом, здесь необходимо учитывать и уровень, на котором готова общаться школа с семьей: формально-статистический, спонсорский или партнерский, - а также - наличие предоставляемого школой разнообразия организационных форм и условий для участия родителей в процессе воспитания собственных детей.
          Перспектива совместной деятельности определяется, в том числе, и представлениями сторон о формах и содержании будущего взаимодействия. Позитивная нацеленность на дальнейшее сотрудничество помогает выстроить конкретную перспективу, формы, содержание и обозначить результаты воспитания ребенка в семье и школе.
          Основными методами исследования будут: письменные и устные опросы, анализ школьной документации, наблюдение.
          По данным КоиН на 01.09.07 детей в возрасте с 1-11 класс (без вечерних ОУ) обучается: 50071 человек. Таким образом, выборка составит: 50071*0,05=2504 учащихся. Предполагается охватить исследованием образовательные учреждения города разных типов и видов (кроме дошкольного образования). В него будут включены выборки по учащимся начальной школы, средней и старшей ступеней средней школы.
 

          Этапы исследования
             I этап. Аналитико-проектировочный (2008 г.)
          Задачи исследования:
             - выбор диагностических методик, позволяющих достичь цели исследования;
             - определение базы исследования.
          Ожидаемые результаты:
             1. Программа исследования.
             2. Определение базы исследования.
             3. Комплект диагностических методик, ориентированных на родителей, педагогов и обучающихся.
 

             II этап. Практический (2009-2010 гг.)
          Задачи исследования:
             - Определение последовательности проведения исследования в ОУ разных типов и видов.
             - Проведение последовательных исследований на базе ОУ.
             - Анализ результатов исследования.
             - Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ.
             - Разработка памяток и рекомендаций для родителей.
          Ожидаемые результаты:
             1. Диагностические материалы исследования
             2. Аналитические материалы.
             3. Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей.
             4. Памятки и рекомендации для родителей.
 

на предыдущую страницу      на главную страницу сайта
Hosted by uCoz