Данная деятельность осуществляется в соответствии с
содержанием работы кафедры и направлена на изучение условий
и факторов духовно-нравственного воспитания обучающихся ОУ
г. Новокузнецка. Объективная сложность проблемы
духовно-нравственного воспитания и недостаточная
компетентность в данном вопросе как педагогов ОУ, так и
родителей, приводят к необходимости научно-методического
сопровождения данного процесса со стороны ИПК в лице кафедры
ТМВиДОд (лаборатории духовно-нравственного воспитания).
Актуальность проблемы
Центр духовно-нравственного воспитания, начиная с 2000 года,
принимал участие в городских исследованиях по проблемам
духовно-нравственного воспитания: первое исследование было
посвящено изучению проблемы, второе осуществлялось в рамках
подготовки к городскому родительскому собранию и
предполагало опрос родителей и старшеклассников по проблеме
ценностных ориентаций и взаимодействия семьи и школы.
На фоне данных исследований отчетливо выступает проблема
неспособности современной семьи полноценно выполнять свои
базовые функции по воспитанию и развитию детей, семье явно
необходима помощь общества и государства, но помощь,
адекватная, соответствующая реальным проблемам и
потребностям семьи. В связи с этим важнейшей
исследовательской задачей в отношении семьи и ее
взаимоотношения с социумом является поиск форм, методов,
средств взаимодействия государства, общества и семьи в
интересах воспитания и развития подрастающего поколения.
В то же время, процесс выстраивания взаимодействия
усложняется тем обстоятельством, что на сегодняшний момент
уровень доверия родителей различным социальным институтам и
готовность сотрудничать с ними невелики. Об этом говорит
низкий в среднем уровень готовности родителей участвовать в
совместной с учреждениями работе по воспитанию и развитию
детей.
Подавляющее большинство опрошенных родителей со своими
проблемами, по их словам, справляются самостоятельно,
привлекая родственников (82%), около 15% обращаются за
помощью к классным руководителям или другим учителям, и
менее 3% в трудных ситуациях идут к школьному или другому
психологу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что
родители предпочитают решать свои проблемы самостоятельно,
несмотря на свою психологическую и педагогическую
некомпетентность.
Причинами такой "закрытости", как выявилось в ходе
исследования, являются:
- уверенность в том, что семейные проблемы должны решаться
внутри семьи;
- уверенность в собственных силах (зачастую граничащая с
самоуверенностью);
- недостаточная информированность родителей о видах помощи и
возможностях специалистов;
- недоверие к тем органам и специалистам, которые предлагают
свою помощь (как по профессиональным, так и по личностным
причинам).
Политика государства в последние годы направлена на
активизацию позиции семьи в воспитании и обучении личности.
Но многочисленные социологические и психолого-педагогические
исследования говорят о её неготовности взять на себя всю
полноту ответственности за процесс и результат этой
деятельности. Следовательно, образовательным учреждениям
необходимо на настоящем этапе взять на себя мотивационную и
обучающую функции по отношению к родителям и семейному
воспитанию. Очевидно, что без ориентации этих двух важнейших
институтов социализации и воспитания личности на
взаимодействие и сотрудничество необходимый результат не
будет достигнут.
Организация системы эффективного взаимодействия между семьей
и образованием в пространстве города требует продолжения
исследования опыта и видимых перспектив относительно его
содержания, форм и приемов.
Цель данного исследования в рамках деятельности лаборатории:
выявление мотивации родителей к руководству воспитанием и
образованием собственных детей и диагностика состояния их
готовности к сотрудничеству со школой, а также спектра
предметов взаимодействия, видимых как семьей, так и
городскими образовательными учреждениями разных типов.
Задачи:
- выбор диагностических методик, позволяющих достичь цели
исследования;
- определение базы исследования;
- последовательное проведение исследовательских процедур;
- анализ диагностических материалов;
- разработка рекомендаций для образовательных учреждений.
В связи с этим деятельность лаборатории, в том числе,
предусматривает следующие направления деятельности:
- исследование условий и состояния семейного воспитания
детей;
- выявление факторов успешности и результативности
взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в
осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи;
- выявление и продвижение позитивного опыта семейного и
государственного воспитания детей;
- разработка рекомендаций для образовательных учреждений.
Предметами исследования станут:
- состояние мотивационно-ценностного компонента
воспитательного потенциала семьи;
- отношение семьи к деятельности ОУ;
- готовность к взаимодействию со стороны семьи и со стороны
школы;
- представление о формах, содержании и перспективах
совместной деятельности семьи и образовательного учреждения.
Понятие мотивационно-ценностного компонента воспитательного
потенциала семьи включает в себя наличие в семье таких
значимых ценностей, как образование, развитие,
самосовершенствование и т.д., понимание приоритетной роли
семьи в воспитании ребенка и осознанность семейного
воспитания, задающего определенное направление развития
личности, готовность родителей к реализации продуктивных
подходов в семейном воспитании.
В позицию отношения семьи к деятельности ОУ, с нашей точки
зрения, должны входить понимание содержания деятельности
учреждения (прежде всего, воспитательной) и оценка
результативности данной деятельности со стороны семьи,
наличие предложений, способствующих повышению качества
воспитательной работы ОУ.
Двусторонняя готовность к взаимодействию является важнейшим
условием результативности воспитания каждого конкретного
ребенка, позволяющая использовать все имеющиеся ресурсы, как
в семье, так и в социальном окружении. Готовность семьи
является показателем ее открытости, доверия специалистам в
сфере воспитания, в то же время некритичность и безразличие
к процессу воспитания в школе и безусловное доверие также
вредны, как замкнутость и самодостаточность. Поэтому,
наиболее перспективной в отношении готовности является
готовность к взаимодействию на основе диалога и взаимной
ответственности за воспитание и образование детей.
Готовность к взаимодействию со стороны ОУ также
принципиально важна. При этом, здесь необходимо учитывать и
уровень, на котором готова общаться школа с семьей:
формально-статистический, спонсорский или партнерский, - а
также - наличие предоставляемого школой разнообразия
организационных форм и условий для участия родителей в
процессе воспитания собственных детей.
Перспектива совместной деятельности определяется, в том
числе, и представлениями сторон о формах и содержании
будущего взаимодействия. Позитивная нацеленность на
дальнейшее сотрудничество помогает выстроить конкретную
перспективу, формы, содержание и обозначить результаты
воспитания ребенка в семье и школе.
Основными методами исследования будут: письменные и устные
опросы, анализ школьной документации, наблюдение.
По данным КоиН на 01.09.07 детей в возрасте с 1-11 класс
(без вечерних ОУ) обучается: 50071 человек. Таким образом,
выборка составит: 50071*0,05=2504 учащихся. Предполагается
охватить исследованием образовательные учреждения города
разных типов и видов (кроме дошкольного образования). В него
будут включены выборки по учащимся начальной школы, средней
и старшей ступеней средней школы.
Этапы исследования
I этап. Аналитико-проектировочный (2008 г.)
Задачи исследования:
- выбор диагностических методик, позволяющих достичь цели
исследования;
- определение базы исследования.
Ожидаемые результаты:
1. Программа исследования.
2. Определение базы исследования.
3. Комплект диагностических методик, ориентированных на
родителей, педагогов и обучающихся.
II этап. Практический (2009-2010 гг.)
Задачи исследования:
- Определение последовательности проведения исследования в
ОУ разных типов и видов.
- Проведение последовательных исследований на базе ОУ.
- Анализ результатов исследования.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ.
- Разработка памяток и рекомендаций для родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Диагностические материалы исследования
2. Аналитические материалы.
3. Методические рекомендации для педагогов по работе с
семьей.
4. Памятки и рекомендации для родителей.
|